Музыкальные занятия представляют собой ключевую организационную форму, предназначенную для реализации задач музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель осуществляет основную педагогическую деятельность в детском саду, и поэтому он не может оставаться в стороне от музыкально-педагогического процесса.
Присутствие в детском саду двух педагогов — музыкального руководителя и воспитателя — не всегда приводит к желаемым результатам. Если музыкальное воспитание ограничивается лишь проведением музыкальных занятий, а воспитатель считает себя освобожденным от этой ответственности, то музыкальное воспитание не становится органической частью повседневной жизни детей. Такие виды деятельности, как танцы и музыкальные игры, не входят в их обыденность. Если воспитатель недооценит значение музыкального воспитания в своей педагогической работе, он не проявит интереса к этому процессу и не сможет заинтересовать детей.
На музыкальных занятиях ведущую роль играет музыкальный руководитель, поскольку именно он помогает детям понять особенности музыкальных произведений. Понимание воспитателем воспитательных задач музыки является критически важным, и недостаток этого понимания может свести на нет все усилия музыкального руководителя. В тех случаях, когда воспитатель увлечен музыкой и любит петь, дети, как правило, также проявляют большой интерес к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение» музыкальный руководитель не может обойтись без помощи воспитателя в показе движений.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений!Ведущая роль музыкального руководителя не уменьшает активности воспитателя. Однако воспитатели часто допускают ошибки во время занятий:
- Воспитатель сидит с безразличным выражением лица.
- Воспитатель перебивает исполнение.
- Он дает словесные указания одновременно с музыкальным руководителем, что недопустимо (два центра внимания не могут сосуществовать).
- Воспитатель нарушает последовательность занятия, регулярно выходя и входя в зал.
Воспитатель должен посещать каждое музыкальное занятие и активно участвовать в обучении детей, проявляя следующие действия:
- Поет вместе с детьми (не заглушая их пение). При этом воспитатель может садиться на стул перед детьми, чтобы демонстрировать движения, показывать высоту звуков и поддерживать ритм.
- Участвует в обучении музыкально-ритмическим движениям, особенно в младших группах, активируя малышей. В старших группах он может участвовать по мере необходимости, демонстрируя определенные движения и напоминая о построении или давая отдельные указания в танцах и играх.
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки и трудовой процесс, используя ранее изученный материал с музыкальным руководителем.
- Воспитатель должен быть способен играть на всех инструментах, используемых детьми на музыкальных занятиях, чтобы участвовать в процессе обучения.
Коллеги, давайте помогать друг другу, уважать, и воспитывать в наших детях самые лучшие качества совместно!