Развитие ритмического слуха
1- 3 года:
«Топ-топ, хлоп-хлоп»
Как только ребёнок начнёт делать свои первые шаги, можно начинать осваивать ритм. Хлопайте в ладоши или топайте ногами под музыку. Сначала вы можете делать все движения за ребёнка: хлопать его ладошками, помогать топать ножками, сидя на стуле. Постепенно ребёнок научится слышать ритм самостоятельно. Затем можно предложить ребенку стучать ритм на барабане, бубне и других музыкальных инструментах, а также на бытовых предметах – кастрюлях, стаканах и т.д.
3-7 лет:
«Простучи ритм»
Вы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать песню. Теперь меняетесь ролями. Ребёнок стучит, а вы угадываете
Развитие мелодического слуха
1-3 года:
«Кто как ходит, как поет»
Когда малыш научится произносить первые слова, то есть уже на втором году жизни, можно начинать развивать музыкальный слух, знакомить ребёнка с высокими и низкими звуками. Для этого можно использовать или свой голос или колокольчики, или детские музыкальные инструменты, например, металлофон. А если у вас дома есть фортепиано – замечательно! Покажите малышу, как летает и поёт птичка (очень высокие звуки), как лает собачка (звуки средней высоты), как ревёт мишка (очень низкие звуки). Пусть ребёнок сопровождает звуки движениями, например, попросите его показать, как ходит мишка, «попищать» как поёт птичка и т.д.
3-7 лет:
«Музыкальные станции»:
Создайте несколько "музыкальных станций" с различными инструментами (например, бубны, маракасы, ложки, бубенцы ). Пусть ребенок проходит от одной станции к другой, экспериментируя со звуками.
Использование предметов в качестве инструментов:
Пусть малыш ударяет по кастрюлям, пустым бутылкам, рисует ритмы на столе. Задача — создать ритм и предложить ему его повторить. В начале игры не берите много предметов, для того, чтобы игра понравилась, она не должна быть слишком сложной. Постепенно её можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.
Танцы под музыку:
Включите веселую музыку и танцуйте вместе. Можно предложить малышу повторять за вами разные движения. Хорошо подойдут игры в "замри", когда музыка останавливается, и ребёнок должен замереть в одной позе.
«Я – композитор!»
С теми же сосудами можно поиграть в другую игру. Предложите ребёнку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звукам. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком – слева, а высоким – справа. Поверьте, ребёнку будет очень интересно этим заняться. Потом можно будет попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо простую мелодию. Сначала сочините что- то сами, а затем предложите это сделать ребёнку. Чем чаще вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет её усложнять, например, добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок с другими инструментами и даже создать семейный оркестр!
Релаксация
Музыкальные загадки:
Включите каверы на известные детские песни и позвольте ребенку угадать, какая это песня.
Создание инструментов:
Совместно сделайте простые музыкальные инструменты из подручных материалов (например, маракасы из пластиковых бутылок с рисом внутри).
«Музыкальная сказка»
А ещё под музыку можно очень хорошо фантазировать и расслабляться.
Для этого выберите лёгкую, спокойную мелодию, попросите ребёнка сесть или лечь в удобное ему положение, закрыть глаза и представить, что он попал в сказку. Пусть ребёнок расскажет, что он видит и что чувствует. У Вас обязательно получится замечательная игра и общение с ребёнком будет незабываемым!